Историческая справка от 9. VIII.1994г. Крейсер «Михаил
Кутузов» проекта 68-бис был заложен 22 февраля 1951 года на судоверфи
в г. Николаеве. 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской
флаг Союза ССР. 31 января 1995 года приказом МО СССР крейсер зачислен
в состав эскадры Черноморского флота. И вот уже 44 года экипаж
крейсера с честью несет Военно-морской флаг нашей Родины. Тактико-техническая
характеристика - наибольшая длина 210 м., максимальная
ширина (по миделю) 22 м., осадка 7.5 м
- водоизмещение: нормальное 15126 т., полное 16635 т.
- мощность машин (турбины) 120 000 л. с.
- дальность
плавания экономическим ходом 7400 миль.
- экипаж
1200 человек (полный штат).
- вооружение:
- главный калибр
12 орудий 152 мм в 4-х башнях, дальность стрельбы
169 кабельтовых (31 км.),
- универсальный калибр 12 орудий
100 мм в 6-ти башнях,
- зенитный калибр после модернизации
автоматы со скорострельностью 6000 в/мин.
- На крейсере
имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно и двухместных
кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием.
Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным
достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник
«Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам
мировой кораблестроительной школы. Крейсер стал передовым кораблем по боевой
подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие
призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970
года приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно
экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота.
В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе
с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве
в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной
в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу
в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч
пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу. За прошедшие
годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой
выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело
осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами
и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам
I ранга. Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины,
крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии,
визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств,
крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры.
В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение
и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического
осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию
техники и вооружения. Последнее докование в ноябре 1985-2001 года.
Проверка физических полей апрель 1986 года. Вся материальная
часть крейсера в строю. В 1994 году ветераны крейсера выступили
с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский
крейсер как исторический центр широкого профиля как центр военно-исторической,
патриотической, ветеранской и зкскурсионно-туристической работы. Директивой
ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено
использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории
Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном
хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.
Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер
определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город
Новороссийск 23 августа 2001 года. Секретарь совета ветеранов
крейсера «Михаил Кутузов» Л. П. Шапошников. |